МОУ ОШ №104

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Основы финансовой грамотности

Воспитание — процесс становления ребёнка как личности и его постепенной сепарации от родителей. Результат этой многолетней работы — взрослый, готовый к самостоятельной жизни человек. В этом процессе формирование финансовой грамотности является одним из ключевых аспектов, который облегчит ребёнку переход во взрослую жизнь. У каждого из нас есть знакомый или приятель, который совершенно не умеет обращаться с деньгами. В первый день зарплаты покупает дорогой гаджет, а потом весь месяц ездит на ужины к семье. Поэтому научить свое чадо правильно распоряжаться финансами — задача важная.

Всегда обсуждайте финансовые вопросы

С раннего возраста необходимо объяснять ребёнку ценность денег. Не отмахивайтесь на просьбу о покупке привычными фразами «слишком дорого» или «у тебя вся комната завалена игрушками». Объясните все доступно и с примерами, будьте терпеливы и готовы к недоумению со стороны ребёнка и его вопросам.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA показывает, в какой степени 15-летние дети обладают финансовыми знаниями и навыками, необходимыми для успешного перехода от обязательного школьного образования к высшему образованию, занятости или предпринимательству. Показатели финансовой грамотности в России выше среднего показателя 10 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития.

Научите ценить труд

Очень важно говорить о ценности денег и привить ребёнку понимание, что существует оплата труда. Деньги папа и мама не приносят с работы, их там никто не раздает. Бабушка и дедушка получают пенсию, потому что много лет трудились. Так устроена государственная система распределения благ. В том числе эта система обеспечивает сбор налогов с последующим распределением в бюджетную сферу. Именно мамы и папы всей страны, оплачивая налоги, позволяют поддерживать работу бесплатных школ, детских садов и медицинских учреждений, строить новые предприятия и дороги.

Превратите обучение в игру

Начать процесс знакомства с миром финансов всегда проще в игровой форме. Это могут быть сюжетно-ролевые игры: в магазин, в семью, в ресторан. Также на помощь придут настольные игры. Например, «Не в деньгах счастье», которая поможет развить стратегическое мышление в области финансов, бережливость, умение делать выбор.

Подойдут и другие варианты совместного досуга. Вы даже не представляете, сколько сюжетов в детских произведениях так или иначе связаны с обращением с деньгами или другими ценностями! Можно почитать вместе с ребёнком и обсудить.

Привлекайте ребёнка к обсуждению семейного бюджета

Чтобы понимать количественную меру и ценность денег, ребёнок должен участвовать в распределении семейных благ и знать, какие покупки или траты планируются в ближайшее время. Самый простой способ задействовать его в использовании семейного бюджета — выделять карманные деньги. Поскольку доходы у всех разные, то и размер карманных денег должен зависеть от бюджета семьи. Например, можно распределять бюджет следующим образом:

  • 35% — продукты;

  • 25% — бытовые и коммунальные услуги;

  • 15% — досуг и развлечения;

  • 15% — на отпуск;

  • 10% — непредвиденные расходы.

Часть «досуг и развлечения» делится на всех членов семьи и пропорционально распределяется в соответствии с возрастом и вкладом в общее дело. Конечно, эта система весьма условна, но она работает.

Давайте карманные деньги

Ребёнок может получать карманные деньги уже в 6 лет, овладев элементарным счетом. В первое время не нужно выдавать их в руки. Договоритесь, что распоряжаться ими ребёнок может на свое усмотрение, но существует несколько вариантов: потратить всю сумму сразу или копить, добавляя каждую неделю, а в конце месяца получить что-то более существенное. После того как ребёнок разобрался, что у него появились собственные деньги, хотя и находятся они у родителей, можно выдавать их ему в руки. С каждым годом сумму стоит увеличивать.

Также придерживайтесь определенных правил:

  1. Ребёнок должен видеть деньги. Каждую неделю нужно показывать, как добавляете оговоренную сумму в кошелек.

  2. Нельзя обманывать и забывать об уговоре. Даже если у вас нет наличных, не поленитесь дойти до банкомата.

  3. Ребёнок может покупать все, что захочет, но у вас есть право вето.

  4. Не позволяйте ребёнку копить слишком долго, лишая себя удовольствий. Это может стать тревожным звонком превращения в скрягу.

Также можно связать карманные деньги с выполнением семейных обязанностей. Начинать это лучшего с 1 сентября первого учебного года. Ребёнок осознает, что становится старше, идет в школу, и теперь у него появляются как новые права, так и новые обязанности. В первый год достаточно добавить всего несколько простых домашних дел: поддержание порядка в своей комнате, полив цветов раз в неделю или забота о питомцах. Если в течение семи дней контракт трижды нарушен, то выдача денег отменяется на одну неделю. Для наглядности можно составить специальную доску с днями недели и обязанностями. Школьник сам будет выставлять себе звезды или галочки за каждую успешно выполненную задачу. А вот отличную учебу лучше финансово не поощрять. Получение знаний — это удовольствие и необходимый этап в жизни, а не бремя. К тому же учиться ребёнок может на любые оценки, ведь он делает это для себя.

Начинаем с себя

Дети в любом случае будут копировать поведение родителей. Можно сколько угодно говорить о разумном потреблении, но, если сами взрослые не следуют этому правилу, малыш не будет воспринимать их слова. Поэтому сформируйте для всей семьи определенные законы и придерживайтесь их:

  1. Деньги любят счет, бюджет — святое. Научите и себя, и ребёнка сводить баланс.

  2. Сначала нужно закрывать базовые платежи: оплата коммунальных услуг, медицинские услуги, продукты. И только после этого приступать к покупке того, что приносит удовольствие.

  3. Если есть свободные средства, нужно откладывать их или инвестировать.

  4. Необходимо иметь запас на 6 месяцев привычного существования без значительного ухудшения качества жизни.

Научите зарабатывать

В развитых странах ребёнку с детства прививают культуру обращения с деньгами, учат считать их, воспитывают стремление зарабатывать. Чтобы купить понравившуюся игрушку, дети устраивают гаражные распродажи, продают лимонад, а большинство подростков активно подрабатывают нянями или официантами в закусочных.

В одной из последних программ «Наше время или Взрослым вход воспрещен» на радио «Комсомольская правда» ведущие-школьники обсуждали тему трудоустройства в юном возрасте. Подростки уверены, что родители поддержат их, если они смогут найти хорошую подработку, но не одобрят, если это пойдет в ущерб учебе. Дети сошлись во мнении, что трудовой опыт и опыт зарабатывать деньги полезен при правильном подходе. К тому же сейчас государство поддерживает и тех школьников, которые стремятся воплотить в жизнь свои предпринимательские идеи. Получить можно в том числе финансовую помощь. Например, школьники 8–10 классов могут принять участие во Всероссийском конкурсе «Большая перемена», представить свои проекты и выиграть на их реализацию вполне существенные суммы — от 200 000 до 1 000 000 рублей.

В МОУ ОШ № 104 организована деятельность по формированию финансовой грамотности среди обучающихся и родителей.

Финансовая грамотность 3к подп.pdf

Финансовая грамотность 4 класс подп.pdf

Рабочая программа по внеурочной деятельности Финансовая грамотность 8 класс подп.pdf

Каникулы с финансовой грамотностью

это отличная возможность для получения новых знаний в практико-игровом форма
На страницах проекта собраны материалы для проведения лекций, игр и практических занятий по финансовой грамотности.
Материалы разработаны экспертами портала «Мои финансы», Благотворительного фонда «Вклад в будущее» и ПАО Сбербанк.
Для кого
  • Для организаторов летних смен в городских лагерях,
  • организаций оздоровительного и образовательного отдыха детей,
  • кружков по финансовой грамотности,
  • педагогов-предметников, вожатых, наставников, волонтеров, работающих с детьми 12-17 лет
Что
  • Сценарии занятий
  • Сценарии практикумов
  • Квизы, викторины и игры
  • Презентационные и раздаточные материалы

Для чего

Рассказать участникам об азах финансовой грамотности: потребностях, ведении бюджета
Научить ставить финансовые цели и идти к ним, а также правильно сберегать и копить
Разобрать уловки мошенников в разных направлениях: от интернет-среды и банковских операций до поиска работы

Как пользоваться

Материалы включают в себя подробный сценарий занятия, не требующий углубленных знаний, дополнительной подготовки или доработки, поэтому для организации занятия нужно:
  • Скачать сценарий и приложения к нему
  • Ознакомиться с ними
  • Распечатать необходимые материалы
  • Провести занятие/игру и собрать обратную связь
Лекция «Дропы»

Материалы лекции посвящены одной из самых актуальных проблем финансовой безопасности – вовлечению молодежи в мошеннические схемы по обналичиванию денег, полученных преступным путем. Лекция раскрывает наиболее распространенные схемы вовлечения подростков в незаконную финансовую деятельность, предупреждает о возможной ответственности за нее и рассказывает, как не стать дропом.

Презентация к этой лекции представлена в двух цветовых гаммах (темной и светлой) для удобства использования на разных мультимедийных устройствах. Содержательное наполнение презентаций при этом не отличается, можно использовать любую из них по своему усмотрению.

Материалы подготовлены экспертами ПАО Сбербанк совместно с экспертами портала "Мои финансы".

Игра «Прекрасное далёко»

Игра воспроизводит жизненные ситуации подростков 14–17 лет, связанные с финансовым планированием и принятием разумных решений в вопросах поиска работы на время каникул, а также учит не попадаться на уловки мошенников и недобросовестных работодателей.

Игра помогает развить коммуникативные навыки, проявлять лидерские качества, формулировать и отстаивать свою точку зрения, выделять важное из большого объема информации.

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.


Волгоград 2008-2025

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ